Услуги ООО "ЦЭиПСК"

Форма обратной связи

Мы обязательно перезвоним!

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)



СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДОРОЖНОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО МОСТА.
УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ ОПОР ИЗ БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ ДИАМЕТРОМ 120 см

 


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) разработана на комплекс работ по сооружению буронабивных свай диаметром 1200 мм длиной 13,0 м (БНС 1200-13) с применением обсадных труб и извлечением грунта из скважин.
 

1.2. Типовая технологическая карта предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления рабочих и ИТР с правилами производства работ по сооружению опор.
 

1.3. Цель создания представленной ТТК дать рекомендуемую схему технологического процесса по сооружению БНС.
 

1.4. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты на выполнение отдельных видов работ по сооружению свай (устройство свай, испытание свай, и т.д.).
 

При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т.п.
 

1.5. Все Рабочие технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам проекта, регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве данных работ.
 

1.6. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001, ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
 

1.7. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительно-монтажной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика и организациями, в ведении которых будет находиться эксплуатация данного мостового перехода.
 

1.8. Применение ТТК способствует улучшению организации производства, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительностистроительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.
 

1.9. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве БНС, входят:
 

геодезическая разбивка и закрепление осей моста и опор;
 

устройство буронабивных свай.
 

1.10. Работы выполняются круглый год и ведутся в одну смену. Продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
 

 час,

где  - коэффициент использования бурильной установки по времени в течение смены (время, связанное с подготовкой машины к работе, и проведение ЕТО - 15 мин перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машиниста, - 10 мин через каждый час работы).

1.11. В качестве ведущего механизма используется буровая машина Bauer BG 24H с диаметром бурового шнека 1200 мм и автомобильный кран марки КС-55713-4, грузоподъемностью 25,0 т.
 


 


Рис.1. Буровая машина Bauer BG 24H
 


Рис.2. Автомобильный кран КС-55713-4
 

1.12. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
 

СНиП 12-01-2004. Организация строительства;
 

СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;
 

Пособие к СНиП 3.02.01-83*. Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов;
 

СНиП 2.02.03-85. Свайные фундаменты;
 

СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы;
 

СНиП 3.06.04-91. Мосты и трубы;
 

СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;
 

СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
 

СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
 

ПБ 10-382-00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
 

ВСН 165-85. Устройство свайных фундаментов мостов (из буровых свай).
 



 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ 

2.1. В соответствии со СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", до начала выполнениястроительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте исполнитель работ (подрядчик) обязан получить от застройщика (заказчика) следующую проектную документацию:
 

- утверждаемую часть, в том числе проект организации строительства (ПОС);
 

- рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ.
 

Проектная документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) подписью ответственного лица или путем простановки штампа.
 

Исполнитель работ (подрядчик) в соответствии с действующим законодательством выполняет входной контроль переданной ему для исполнения документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Срок выполнения входного контроля проектной документации устанавливается в договоре.
 

Застройщик (заказчик) должен подготовить для строительства территорию строительной площадки, обеспечив своевременное начало работы, в том числе передать в пользование исполнителю работ необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечить переселение лиц и организаций, размещенных в подлежащих сносу зданиях, обеспечить подводку инженерных сетей, транспортирование грузов.
 

Застройщик (заказчик) должен обеспечить вынос на площадку геодезической разбивочной основы силами местного органа архитектуры и градостроительства или по его поручению - специализированной организацией, принять ее по акту.
 

По получении проектной документации исполнителю работ следует проверить наличие в применяемой им организационно-технологической документации документированных процедур на все виды производственного контроля качества, проверить их полноту и, при необходимости, откорректировать их, а также разработать недостающие.
 

Застройщик (заказчик) заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала работ на строительнойплощадке направляет в соответствующий орган госархстройнадзора извещение о начале строительных работ, представив одновременно:
 

- копию разрешения на строительство, выданного в установленном порядке;
 

- копии лицензий на право выполнения исполнителями строительно-монтажных работ (в случае необходимости - также лицензию на выполнение функций заказчика) по данному типу объектов, а также копию сертификата на систему менеджмента качества исполнителя работ при ее наличии;
 

- проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для выполнения заявленного этапа строительства;
 

- решения по технике безопасности;
 

- копию стройгенплана, согласованного в установленном порядке;
 

- приказы застройщика или заказчика и подрядчика (при подрядном способе строительства), а также проектировщика при наличии авторского надзора о назначении на строительство объекта ответственных должностных лиц;
 

- копию документа о вынесении в натуру линий регулирования застройки и геодезической разбивочной основы;
 

- прошнурованный общий и специальные журналы работ.
 

До начала любых работ строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами ограждают в соответствии с требованиями нормативных документов.
 

2.2. Основным работам по устройству БНС должно предшествовать выполнение следующих мероприятий и работ:
 

прием от заказчика строительной площадки, подготовленной к производству работ, в том числе, расчистка и планировка площадки, устройство подъездов;
 

проверка наличия проектно-сметной документации и ознакомление ИТР и рабочих с рабочими чертежами и Проектом производства работ;
 

подготовка мест для складирования инвентаря, обсадных труб, материалов;
 

доставка и складирование в штабеля на стройплощадке арматуры и обсадных труб;
 

проверка заводских паспортов на арматуру;
 

оборудование арматурного участка;
 

геодезическая разбивка осей сооружения с оформлением акта со схемами расположения знаков разбивки и данными о привязке к базисной линии и высотной опорной сети;
 

разбивка мест расположения свай;
 

доставка бурового оборудования на стройплощадку;
 

оборудование бытового городка для рабочих;
 

устройство рабочих площадок для работы буровой установки и автомобильного крана;
 

обустройство участка для очистки и мойки обсадных труб;
 

составление акта готовности объекта к производству работ.
 

2.3. До начала строительно-монтажных работ заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу длястроительства моста и передать подрядчику техническую документацию на нее и закрепленные на местности знаками пункты этой основы.
 

Геодезическая разбивочная основа для строительства моста должна включать:
 

а) высотные реперы (марки);
 

б) пункты, закрепляющие продольную ось моста;
 

в) ось трассы на подходах к мосту.
 

В геодезическую разбивочную основу должны быть включены также пункты, с которых можно производить разбивку центров опор и контроль за их положением в процессе строительства.
 

Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).
 

Приемку геодезической разбивочной основы для строительства следует оформлять актом. К акту приемки геодезической разбивочной основы должен быть приложен схематический план мостового перехода с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.
 

2.4. Для разбивки осей опор применяется инвентарная трубчатая обноска. Положение разбивочных осей свай фиксируется струнами из стальной проволоки, натягиваемыми по осям на обноске, переносится на поверхность площадки с помощью отвесов, опускаемых с натянутых струн.
 


 


Рис.3. Инвентарная обноска

Исходными данными для разбивочных работ являются координаты и высоты пунктов геодезической разбивочной основы, принятой от заказчика.
 

2.5. Устройство фундаментных конструкций из свай любого типа выполняется в следующей последовательности:
 

- планировка площадок для опор;
 

- приемка-сдача площадок;
 

- разбивка и закрепление осей погружаемых или изготавливаемых свай;
 

- изготовление свай;
 

- сдача-приемка свайного поля;
 

- срубка головок свай;
 

- зачистка котлована в местах устройства ростверков.
 

2.6. Перед началом сооружения опор производится отсыпка грунта на рабочих площадках бульдозером с послойным уплотнением прицепным катком и последующей укладкой плит ПДН-14 автокраном КС-55713-4 на щебеночное основание толщиной 15 см и монтажный слой из ПЦС толщиной 10 см.
 


 


Рис.4. Схема укладки ж.б. плит ПДН-14 на рабочих площадках
 


Рис.5. График грузоподъемности крана в зависимости от вылета стрелы


Рис.6. Складирование и строповка плит ПДН-14
 

После выполнения работ по устройству, приемке-сдаче площадки, разбивки и закрепления осей приступают к работам по бурению скважин под защитой обсадной трубы.
 

2.7. Бурение каждой скважины должно начинаться после инструментальной проверки отметок спланированной поверхности земли и положения осей буронабивной сваи на площадке.
 

2.7.1. Перед началом бурения каждой скважины внутренние поверхности секции инвентарных обсадных труб должны быть тщательно очищены от налипшего грунта и цементного молока, попавшего на их стенки при бетонировании предыдущей скважины. 
 

2.7.2. Скважина диаметром 1200 мм разбуривается методом вращательного бурения в грунте шнековым буром установки Bauer BG-24H на проектную глубину с опусканием обсадной трубы и фиксацией в паспорте сваи критериев бурения - глубина, давление.
 


 


Рис.7. Устройство буронабивных свай
 

2.7.3. Погружение обсадной трубы в грунт производится с помощью лебедки и гидродомкрата. Сначала устанавливают и погружают две секции обсадной трубы, используя момент вращения (M) и продольное усилие (F) погружателя; затем поочередно устанавливают и погружают все секции трубы. Секции обсадной трубы соединяют между собой замками специальной конструкции. Обсадная труба должна иметь внутренний диаметр на 5-10 см больше диаметра шнека. Длину обсадной трубы необходимо назначать не ниже поверхности грунта в месте бурения, или на 0,5 м выше уровня воды в акватории. При этом низ трубы должен быть заглублен минимум на 1,0 м ниже проектной отметки торца сваи в мелкие и пылеватые пески, пластичные супеси и минимум на 0,5 м - в гравелистые, крупные и средней крупности пески, тугопластичные суглинки и глины. Для предотвращения наплыва в обсадные трубы неустойчивых грунтов их следует разрабатывать с сохранением в полости трубы грунтового ядра высотой не менее половины ее диаметра. При этом требуется следить за тем, чтобы уровень воды в скважинах не менее чем на 1 м превышал уровень поверхностных или подземных вод.
 


 


Рис.8. Монтаж секций и наращивание обсадной трубы
 

2.7.4. По достижении забоем проектной отметки производят его зачистку. Грунт из обсадной трубы извлекают с помощью бурового снаряда, периодически опорожняя от грунта защитный кожух.
 


 


Рис.9. Разгрузка грунта
 

2.8. Работы по армированию скважин:
 

2.8.1. Установка арматурного каркаса сваи производится бурильно-крановой машиной либо автокраном.
 


 


Рис.10. Установка арматурного каркаса в скважину
 

2.8.2. Армирование буронабивных свай осуществляется пространственным каркасом проектной длины (смотри Рис.14) из стержневой арматуры с соответствующим паспортом. Допускается собирать такие каркасы из отдельных секций в соответствии с проектом производства работ. Номер арматурного каркаса, устанавливаемого в скважину, должен фиксироваться в Журнале учета результатов входного контроля.

           


Рис.11. Свая БНС 1200-13


Рис.12. Фиксатор


Рис.13. Соединение стержней в каркасе


Рис.14. Арматурный каркас пространственный
 

2.8.3. До установки каркаса в скважину необходимо проверить, соответствует ли наружный диаметр каркаса (в местах закрепления фиксаторов защитного слоя (Рис.12)) диаметру обсадной трубы, а также очищены ли стержни от ржавчины, масла и грунта.
 

2.8.4. Способ строповки, подъем и опускание арматурного каркаса в скважину должны исключать появление в нем деформаций. Каркас опускают в положении, обеспечивающем его свободное прохождение в скважину.
 

2.8.5. В целях предотвращения подъема и смещения в плане арматурного каркаса укладываемой бетонной смесью и в процессе извлечения бетонолитной или обсадной трубы, каркас необходимо закрепить в проектном положении. Анкеровку каркаса, начинающегося от дна скважины, допускается осуществлять с помощью коротышей из уголков, приваренных непосредственно к нижнему кольцу жесткости.
 

2.8.6. Для обеспечения контроля положения каркаса по глубине скважины после его установки и в процессе укладки бетонной смеси необходимо к одному из продольных стержней (в начальный период опускания каркаса в скважину) приварить стержень такой длины, чтобы его верх возвышался на 10-20 см над обсадной трубой.
 

2.9. Работы по бетонированию скважин:
 

2.9.1. Бетонная смесь в скважину укладывается методом вертикально перемещающейся трубы (ВПТ). Для бетонирования применяется приемный бункер с бетонолитной трубой диаметром 250-325 мм (объем бункера должен быть не менее внутреннего объема бетонолитной трубы). Секции бетонолитной трубы в стыках скрепляют болтами или замковыми соединениями, на первой (сверху) секции крепится приемный бункер, через который бетонная смесь подается в трубу. На этом же бункере закрепляют вибраторы. Перед началом бетонирования необходимо пролить трубу 10-15 л воды.
 

2.9.2. Перед опусканием бетонолитной трубы необходимо отвесом проверить отметку дна скважины. Если замеренная отметка дна превысит более чем на 5 см отметку, полученную после окончания бурения скважины, то осыпавшийся грунт необходимо удалить.
 

2.9.3. Расстояние между забоем скважины и нижним торцом бетонолитной трубы при начале бетонирования не должно превышать 30 см. В процессе бетонирования осуществляется подъем бетонолитной трубы. При этом нижний торец должен быть постоянно заглублен под уровень бетонной смеси не менее чем на 1 м. Процесс бетонирования сваи должен быть непрерывным до полного заполнения бетоном скважины. 
 

2.9.4. Бетонирование скважины следует производить до прекращения прохождения бетонной смеси через приемный бункер, после чего бункер вместе с бетонолитной трубой поднимают до освобождения от бетонной смеси верхней секции бетонолитной трубы. Затем верхнюю секцию бетонолитной трубы демонтируют, бункер устанавливают на ее следующей секции и процесс бетонирования скважины возобновляется. До начала подъема уровень бетона в трубе должен находиться на высоте 3,0-4,0 м от отметки стоянки бурового станка.
 


 


Рис.15. Схема бетонирования скважины
 

2.9.5. Укладку бетонной смеси в скважину следует производить на всю глубину скважины без перерывов (в один этап). При большой глубине скважины допускается бетонирование в несколько этапов, неизбежно вызываемых технологическими перерывами, связанными с извлечением отдельных секций бетонолитных и обсадных труб.
 

После укладки в скважину каждых 4 м бетонной смеси следует определять ее уровень, сравнивая фактически уложенный объем смеси с вычисленным по фактическим размерам скважины. Положение уровня смеси следует дополнительно контролировать после каждого подъема бетонолитной трубы и после окончания бетонирования.
 

Отклонения объема бетонной смеси от объема скважины, вычисленного по фактическим размерам, не должны превышать:
 

в песчаных грунтах плюс 25% и минус 12%;
 

в глинистых грунтах плюс 15% и минус 10%.
 

2.9.6. Подача бетонной смеси в свайную скважину осуществляется до момента выхода чистой (без шлама) бетонной смеси на поверхность и заканчивается удалением загрязненного слоя бетонной смеси. После чего извлекается последняя секция обсадной трубы и формируется оголовок сваи.
 


 


Рис.16. Извлечение обсадной трубы
 

2.9.7. Используя момент вращения (М) и извлекающее продольное усилие погружателя, извлекают обсадную трубу собственной лебедкой. Система домкратов, смонтированных на буровой установке, сообщает трубе возвратно-поступательное движение, за счет чего бетонная смесь дополнительно уплотняется. При обратном подъеме бурового става и режущего снаряда необходимо сначала начать подъем, а затем включить вращение. При остановке обратного хода сначала прекратить вращение, а потом - подъем.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ 

3.1. Контроль и оценку качества работ при производстве работ по устройству опор моста следует выполнять в соответствии с требованиями нормативных документов:
 

- СНиП 12-01-2004. Организация строительства;
 

- СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;
 

- Пособие к СНиП 3.02.01-83*. Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов;
 

- СНиП 3.06.04-91. Мосты и трубы.
 

3.2. Контроль качества выполняемых работ должен осуществляться специалистами или специальными службами, оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимое качество, достоверность и полноту контроля, и возлагается на руководителя производственного подразделения (прораба, мастера), выполняющего работы. 
 

3.3. Качество изготовления арматурного каркаса должно удовлетворять требованиям проекта и ГОСТ 14098-91 "Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры". 
 

3.4. Для сварных соединений элементов арматурного каркаса следует применять сварочные материалы в соответствии с указаниями проекта. Контроль сварных закладных изделий проводят по ГОСТ 10922.
 

3.5. В процессе бурения каждой скважины необходимо контролировать:
 

по закрепленным в плане осям скважин - правильность установки бурового агрегата над скважиной;
 

соблюдение принятой технологии бурения;
 

правильное осуществление мер по предотвращению обрушения грунта с боковой поверхности скважины;
 

соответствие фактического напластования извлеченных при устройстве скважины грунтов и их характеристик данным материалам инженерно-геологических изысканий;
 

правильность формы и положения в плане скважины;
 

соответствие фактических размеров и характерных отметок скважины проектным;
 

Контроль качества бурения скважин возлагается на мастера, руководящего буровыми работами, и производителя работ.
 

3.6. По окончании бурения следует проверить соответствие проекту фактических размеров скважин, отметки их устья, забоя и расположения, каждой скважины в плане, а также установить соответствие типа грунта основания данным инженерно-геологических изысканий (при необходимости с привлечением геолога).
 

Перед установкой арматурного каркаса и перед бетонированием должно быть произведено освидетельствование скважины на наличие рыхлого грунта в забое, осыпей, вывалов, воды и шлама.
 

3.7. Каждая пробуренная до проектной отметки скважина должна быть очищена от шлама и грунта, после чего сдана по акту комиссии с участием технадзора заказчика. К акту должна быть приложена схема скважины с указанием всех характерных размеров и отметок.
 

В присутствии комиссии в скважину должен быть опущен арматурный каркас, что отмечается в акте. Каркас до установки должен быть принят с оформлением результатов приемки по акту.
 

Из несущего пласта нескального грунта следует отобрать три образца для визуального освидетельствования при оформлении акта приемки пробуренной скважины.
 

3.8. До установки каркаса в скважину необходимо проверить, соответствует ли наружный диаметр каркаса (в местах закрепления фиксаторов защитного слоя) диаметру обсадной трубы, а также очищены ли стержни от ржавчины, масла и грунта.
 

3.9. В процессе бетонирования подлежит обязательному контролю:
 

качество приготовления бетонной смеси;
 

температура бетонной смеси (при бетонировании в зимних условиях);
 

интенсивность укладки смеси;
 

величина заглубления трубы в смесь;
 

уровень смеси в трубе.
 

3.10. Для контроля сплошности бетонного ствола буровых свай, необходимо выборочным порядком производить испытание образцов, взятых из выбуренных в сваях кернов, или контролировать сплошность неразрушающими методами (из одной сваи на каждые 100, но не менее чем двух свай на объект строительства), а также во всех сваях, при устройстве которых были допущены нарушения технологии. При выбуривании керна следует обращать особое внимание на режим бурения в зоне контакта слоя бетона, уложенного с нарушением требований бетонирования (например, длительных перерывов в укладке смеси), с нормально уложенным, а также в зоне контакта с забоем скважины в скальном грунте. Быстрое погружение (провал) бурового инструмента в этих зонах свидетельствует о наличии прослойки шлама, образовавшегося в результате нарушения режима подводного бетонирования. Это обстоятельство необходимо отметить в журнале выбуривания керна, указав отметку и глубину провала инструмента.
 

3.11. Для обеспечения требуемой точности расположения свай в процессе работ необходимо проверять наличие и правильность размещения разбивочных штырей, контролировать соответствие положения направляющих мачты буровой установки проектному направлению столба сваи.
 

3.12. При устройстве свайного фундамента необходимо следить за тем, чтобы ось свай при установке их на местности не отходила от закрепленной линии. В продольном направлении положение можно проверять по теодолиту, устанавливаемому в конечной точке свайного ряда или на створном знаке, закрепляющем ось. В поперечном направлении наблюдение за положением свай можно вести по створным кольям, около которых закреплены вешки. Теодолит и вешки располагают не в центре точки, а в стороне и так, чтобы образовалась вертикальная плоскость, проходящая через боковую поверхность сваи.
 

3.13. Когда закончено устройство свай, необходимо определить взаимное положение их рядов и расстояния между сваями, а также сделать запись в журнале поэтапной приемки или составить акт с исполнительным чертежом. 
 

3.14. Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в Проекте организации строительства и Проекте производства работ, а также в Схеме операционного контроля качества работ.
 

Результаты операционного контроля фиксируются также в Общем журнале работ.
 

3.15. Общая схема операционного контроля качества и технические требования при бурении скважин и сооружении буронабивных свай приведены в таблицах 1-4.
 


 

Таблица 1

Общая схема операционного контроля при бурении скважины

             

Операция

Состав контроля
(что контро-
лировать)

Вид контроля, средства контроля

Время и объем контроля

Кто контро-
лирует

Привле-
каемые службы

Где регистри-
руются резуль-
таты контроля

1. Проверка готовности площадки и закрепления осей скважины

Наличие акта разбивки осей опоры, закрепление осей опоры, наличие репера. Разбивка осей скважины.

Регистрационный, визуальный.

Измерительный: теодолит, нивелир, рулетка стальная

До начала бурения каждой скважины

Прораб

Геодезическая служба

Общий журнал работ - эта и последующие операции

2. Установка инвентарного металлического патрубка

Соответствие размеров патрубка проектным (длина, диаметр), заглубление патрубка, отметка устья.

Визуальный, измерительный: рулетка стальная, нивелир

До начала работ и после установки патрубка; на каждой скважине

Буровой мастер

 

 

3. Бурение скважины

Правильность установки бурового агрегата; соблюдение технологии бурения;

Измерительный: теодолит, рулетка стальная. Регистрационный.

По ходу работ, периодически и по окончании бурения скважины, каждая скважина

Буровой мастер, прораб

Строительнаялаборатория

Журнал бурения скважин

 

соответствие фактического напластования грунтов данным проекта;

Лабораторный, отбор проб ковшевым буром с проверкой характеристик в лаборатории.

 

 

 

Акт освидетельствования и приемки полости пробуренной скважины.

 

Соответствие фактических размеров, отметок и положения скважины проектным.

Измерительный, приемочный: нивелир, мерный трос с метками, отвес, ковшовый бур

 

 

 

Сводная ведомость пробуренных скважин

4. Крепление стенок скважины избыточным давлением воды или глинистым раствором

Уровень воды (раствора) в скважине. Плотность глинистого раствора.

Визуальный, измерительный: рулетка стальная, рейка мерная. Лабораторный

Периодически, каждая скважина

Буровой мастер

Строительнаялаборатория

Журнал контроля качества глинистого раствора

     
     
Таблица 2

Технические требования при бурении скважины

     

Контролируемые параметры

Предельные отклонения

Обоснование

1. Положение в плане верха скважины в долях диаметра при расположении свай по фасаду моста

 

СНиП 3.06.04-91 
табл.6 

1.1 в один ряд на суше

 

в пределах акватории

 

1.2 в два ряда и более на суше

 

в пределах акватории

 

2. Изменение тангенса угла наклона от вертикали (от проектного положения) при расположении свай по фасаду моста

 

 

2.1 в один ряд

 

2.2 в два ряда и более

 

3. Фактические размеры скважины, см

 

 

3.1 глубина скважины (отметка забоя)

 

3.2 диаметр скважины 

 

3.3 отметка устья скважины

СНиП 3.02.01-87табл.18

     
     


Рис.17. Пояснения к таблице 2
 

Таблица 3

Общая схема операционного контроля при сооружении буронабивных свай

             

Операция

Состав контроля
(что контро-
лировать)

Вид контроля, средства контроля

Время и объем контроля

Кто контро-
лирует

Привле-
каемые службы

Где регистри-
руются резуль-
таты контроля

1. Проверка готовности скважины

Наличие акта освидетельствования и приемки скважины. Соответствие состояния скважины акту.

Регистрационный, визуальный

Перед опусканием арматурного каркаса в скважину; каждая скважина

Прораб

 

Общий журнал работ - эта и последующие операции

2. Освидетельствование арматурного каркаса

Наличие маркировки (бирки) и сопроводительных документов. Соответствие генеральных размеров проекту, наличие фиксаторов защитного слоя.

Регистрационный, Визуальный, измерительный: рулетка стальная, метр стальной

При поступлении на площадку из арматурного цеха; каждый каркас

Мастер

 

 

 

Состояние, отсутствие деформаций, загрязнений, ржавчины.

Визуальный

 

 

 

 

3. Установка арматурного каркаса в скважину

Приемка арматурного каркаса, наличие фиксаторов, размеры каркаса, положение в скважине

Приемочный, визуальный, измерительный: рулетка стальная, линейка стальная (метр)

Перед опусканием арматурного каркаса. После установки каркаса.

Мастер

 

Акт освидетельствования арматурного каркаса

4. Освидетельствование бетонолитных труб и бункера

Комплектность, размеры, исправность соединений, собираемость

Визуальный, контрольной сборкой

Перед опусканием колонны в полость сваи

Мастер

 

 

5. Укладка бетона в тело сваи методом ВПТ

Заглубление конца трубы в бетонную смесь, уровень смеси в трубе.

Измерительный: рулетка стальная, рейка мерная, отвес

В процессе бетонирования, периодически

Прораб

Строительнаялаборатория

Журнал бетонных работ

 

Параметры бетонной смеси - подвижность, водоотделение, марка, температура смеси и воздуха

Регистрационный: по сопроводительной документации, лабораторный: отбором проб, измерительный: термометр

 

 

 

Сводная ведомость заполнения бетоном скважин

 

Соблюдение проектной технологии укладки бетона

 

 

 

 

Акт об изготовлении образцов бетона

6. Приемка свай и основания в целом

Сплошность бетонного ствола сваи, прочность бетона ствола

Испытание образцов, взятых из выбуренных кернов или методами неразрушающего контроля

После бетонирования скважины выборочно, одна свая из 100, но не менее двух на мост, 6 образцов из сваи

Прораб

Строительнаялаборатория

Журнал выбуривания кернов

Акт испытания на прочность образцов из выбуренных кернов

 

Соответствие расположения и вертикальности (наклона) свай проекту

Приемочный, измерительный: теодолит, нивелир, рулетка стальная

По готовности, каждое основание

 

Геодезическая служба

Акт геодезической проверки свайного основания, исполнительный план свай

Акт освидетельствования и приемки свайного фундамента на буровых сваях

     
     
Указания по контролю качества

1. Для контроля положения каркаса по глубине скважины в процессе укладки бетонной смеси рекомендуется к верхнему концу одного из продольных стержней каркаса приварить "сигнальный стержень", верх которого должен выступать на 10-20 см выше уровня скважины
 

2. При укладке бетона вести контроль соответствия объема уложенного бетона расчетному объему скважины. Контроль вести после укладки каждых четырех кубов бетона. Отклонение фактически уложенного бетона от расчетного не должно превышать:
 

- в песчаных грунтах +25%, - 12%
 

- в глинистых грунтах +15%, - 10%.
 


 

Таблица 4

Технические требования при сооружении буронабивных свай

     

Контролируемые параметры

Предельные отклонения

Обоснование

1. Отклонение верха свай от проектного положения в долях диаметра  при расположении их:

1.1 в один ряд по фасаду моста (рис.1)

 

СНиП 3.06.04-91

Табл.6 

 

- в пределах акватории

 

- на суше

1.2 в два ряда и более по фасаду моста (рис.2)

 

- в пределах акватории

 

- на суше

 

2. Соответствие проекту положения элементов арматурного каркаса буровой сваи, мм.

 

СНиП 3.06.04-91
Табл.6 

 

2.1 взаимное положение продольных стержней по периметру каркаса, 

 

2.2 длина стержней, 

 

2.3 шаг спирали, 

 

2.4 расстояние между кольцами жесткости, 

 

2.5 расстояние между фиксаторами защитного слоя, 

 

2.6 высота фиксаторов, 

 

2.7 диаметр каркаса в местах расположения колец жесткости, 

 

3. Параметры бетонной смеси для подводной укладки ее методом ВПТ

 

СНиП 3.06.04-91

Табл.6 

ГОСТ 10181.0-10181.1

3.1 подвижность, см

±2

 

3.2 водоотделение

±2%

 

4. Показатели отвердевшего бетона свай

 

 

4.1 нарушение сплошности

не допускается

 

4.2 прочность, процентов от проектной

+20; -5

 

5. Перерыв после окончания бурения скважины до начала бетонирования полости, часов

- в обводненных неустойчивых грунтах - не более 8

- в устойчивых грунтах - не более 24

 

СНиП 3.02.01-87
 

6. Заглубление трубы в укладываемую бетонную смесь при бетонировании (без вибрации) не менее 0,8 м и не более 2 м

 

СНиП 3.02.01-87

Табл.7

     
     
а) расположение свай в плане в один ряд

 

б) расположение свай в плане в два и более рядов



в) арматурный каркас


Рис.18. Пояснения к таблице 4
 

3.16. Перечень исполнительной документации при сооружении буронабивных свай:
 

Журнал бурения скважин
 

Акт освидетельствования и приемки полости пробуренной скважины.
 

Сводная ведомость пробуренных скважин
 

Журнал контроля качества глинистого раствора
 

Акт освидетельствования арматурного каркаса
 

Журнал бетонных работ
 

Сводная ведомость заполнения бетоном скважин
 

Акт об изготовлении образцов бетона
 

Журнал выбуривания кернов.
 

Акт испытания на прочность образцов из выбуренных кернов.
 

Акт геодезической проверки свайного основания, исполнительный план свай.
 

Акт освидетельствования и приемки свайного фундамента на буровых сваях.
 

Кроме того, все операции заносятся в Общий журнал работ.
 



 

4. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА И МАШИННОГО ВРЕМЕНИ 

4.1. Пример составления калькуляции затрат труда и машинного времени на производство свай буронабивных приведен в таблице 5.
 


 

Таблица 5

                 

N
п/п

Обосно-
вание, шифр ЕНиР, ГЭСН

Наименование работ

Ед. изм.

Объ-
ем работ


на единицу измерения

Затраты труда на весь объем

 

 

 

 

 

Чел.-час

Маш.-час

Чел.-час

Маш.-час

1.

05-01-077-03

Устройство железобетонных буронабивных свай диаметром 1200 мм высокопроизводительными буровыми установками в грунтах 3 группы

1 м

88,2

5,87

16,43

517,73

1449,13

 

4.2. Затраты труда и времени подсчитаны по ГЭСН 81-02-05-2001 “Свайные работы”.
 



 

5. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

5.1. Пример составления графика производства работ приведен в таблице 6.
 


 

Таблица 6

             

N
п/п

Наименование работ

Ед. изм.

Объем работ

Т/емкость на объем, чел.-час

Название и количество бригад (звеньев)

Месяц начала и окончания работ, продолжительность работ, дни

 

 

 

 

 

 

 

1.

Устройство буронабивных свай

шт.

6

1449,13

Буровая установка - 1 ед.

Автокран - 1 ед.

Рабочие - 4 чел.

40
_____________

 

5.2. При составлении графика производства работ рекомендуется выполнение следующих условий:
 

5.2.1. В графе "Наименование технологических операций" приводятся в технологической последовательности все основные, вспомогательные, сопутствующие рабочие процессы и операции, входящие в комплексный строительныйпроцесс, на который составлена технологическая карта;
 

5.2.2. В графе "Принятый состав звена" приводится количественный, профессиональный и квалификационный состав строительных профессий для выполнения каждого рабочего процесса и операции в зависимости от трудоемкости, объемов и сроков выполнения работ.
 

5.2.3. В графике работ указываются последовательность выполнения рабочих процессов и операций, их продолжительность и взаимная увязка по фронту работ во времени.
 

5.2.4. Продолжительность выполнения комплексного строительного процесса, на который составлена технологическая карта, должна быть кратной продолжительности рабочей смены при односменной работе или рабочим суткам при двух- и трехсменной работе.
 



 

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

6.1. Потребность в машинах и оборудовании.
 

6.1.1. Механизация строительных и специальных строительных работ должна быть комплексной и осуществляться комплектами строительных машин, оборудования, средств малой механизации, необходимой монтажной оснастки, инвентаря и приспособлений.
 

6.1.2. При выборе машин необходимо предусматривать варианты их замены в случае необходимости. Если предусматривается применение новых строительных машин, необходимо указывать наименование и адрес организации или предприятия-изготовителя;
 

6.1.3. Примерный перечень основного необходимого оборудования, машин, механизмов, для производства сваебойных работ приведен в таблице 7.
 



 

Таблица 7
 

         

N
п/п

Наименование машин, механизмов, станков, инструментов и материалов
 

Марка

Ед. изм.

Количество

1.

Автомобильный кран, 25 т
 

КС-55713-4

шт.

1

2.

Буровая установка

Bauer BG 24H

"

1

3.

Теодолит
 

2Т-30П

"

1

4.

Оттяжки из пенькового каната

15+20 мм

"

2

5.

Строп двухветвевой, 10,0 т
 

2СК-10,0

"

1

6.

Сварочный агрегат

АДД

"

1

7.

Сварочная горелка со шлангом и кабелем 3 м

К345-10

 

1

8.

Дизельная электростанция

ДЭС-100

"

1

9.

Жилеты оранжевые

 

шт.

4

10.

Защитные каски "Труд-1"

ОСТ 39-124-81

"

4

11.

Защитный лицевой щиток

 

"

1

     
     

7. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА 

7.1. При производстве работ следует руководствоваться действующими нормативными документами: 
 

- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
 

- СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
 

- ГОСТ 12.3.002-75* "Процессы производственные. Общие требования безопасности";
 

- РД 102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы.
 

7.2. Ответственность за выполнение мероприятий по технике безопасности, охране труда, промышленной санитарии, пожарной и экологической безопасности возлагается на руководителей работ, назначенных приказом.
 

Ответственное лицо осуществляет организационное руководство работами непосредственно или через бригадира. Распоряжения и указания ответственного лица являются обязательными для всех работающих на объекте.
 

7.3. Охрана труда рабочих должна обеспечиваться выдачей администрацией необходимых средств индивидуальной защиты (специальной одежды, обуви и др.) выполнением мероприятий по коллективной защите рабочих (ограждения, освещение, вентиляция, защитные и предохранительные устройства и приспособления и т.д.), санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с действующими нормами и характером выполняемых работ. Рабочим должны быть созданы необходимые условия труда, питания и отдыха. Работы выполняются в спецобуви и спецодежде. Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски.
 

7.4. На границах опасных зон должны быть установлены предохранительные защитные и сигнальные ограждения, предупредительные надписи, хорошо видимые в любое время суток.
 

7.5. Санитарно-бытовые помещения, автомобильные и пешеходные дороги должны размещаться вне опасных зон. В вагончике для отдыха рабочих должны находиться и постоянно пополняться аптечка с медикаментами, носилки, фиксирующие шины и другие средства для оказания первой медицинской помощи. Все работающие на строительнойплощадке должны быть обеспечены питьевой водой.
 

7.6. Размещение строительных машин должно быть определено таким образом, чтобы обеспечивалось пространство, достаточное для обзора рабочей зоны и маневрирования при условии соблюдения расстояния безопасности оборудования, штабелей грузов.
 

На стройплощадке обязательно должен быть График движения основных строительных машин по объекту.
 

Техническое состояние машин (надежность крепления узлов, исправность связей и рабочих настилов) необходимо проверять перед началом каждой смены.
 

Каждая машина должна быть оборудована звуковой сигнализацией. Перед пуском ее в действие необходимо подавать звуковой сигнал.
 

7.7. Лицо, ответственное за безопасное производство работ, обязано:
 

- ознакомить рабочих с Рабочей технологической картой под роспись;
 

- следить за исправным состоянием инструментов, механизмов и приспособлений;
 

- разъяснить работникам их обязанности и последовательность выполнения операций;
 

7.8. Перед пуском машин необходимо убедиться в их исправности, наличии на них защитных приспособлений, отсутствии посторонних лиц на рабочем участке.
 

Машинистам автокрана и буровой установки запрещается:
 

- работать на неисправном механизме;
 

- на ходу, во время работы устранять неисправности;
 

- производить какие-либо работы по устранению неисправностей бурового станка при подвешенном рабочем органе. Неисправности станка и рабочих органов допускается устранять после установки и закрепления их в устойчивом положении;
 

- оставлять механизм с работающим двигателем;
 

- допускать посторонних лиц в кабину механизма.
 

Запрещается работа стреловых кранов при грозе и скорости ветра более четырех баллов (7,4 м/с), буровой установки - более 14 м/сек.
 

7.9. Строительная площадка, участки работ и рабочие места, проезды и проходы к ним в темное время суток должны быть освещены в соответствии с требованиями государственных стандартов. Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия осветительных приспособлений на работающих. Производство работ в неосвещенных местах не допускается. Рабочие подмостки должны обладать необходимой прочностью и устойчивостью при различных положениях станка в процессе бурения скважин.
 

7.10. Пробуренные скважины при прекращении работ должны быть надежно закрыты щитами или ограждены. На щитах и ограждениях должны быть установлены сигнальное освещение и предупредительные знаки. Для выполнения работ над скважиной, в том числе при затяжке болтов в стыках элементов буровой колонны, скважину следует закрыть съемными щитами.
 

7.11. На участке чистки и мойки обсадных и бетонолитных труб рекомендуется организовать оборотное водоснабжение, при этом должен быть организован сбор тяжелых взвесей (цементного молока, песка, глины и т.д.), которые должны быть вывезены со строительной площадки. 
 

7.12. Операции по разгрузке и очистке от грунта не вращающегося бура, должны осуществляться рабочими, находящимися сбоку от них на расстоянии не менее 1 м. Если бур вращается, персоналу запрещается приближаться к ним на расстояние менее 2 м.
 

7.13. Во время подъема и опускания бура или перемещения его в сторону (для разгрузки от грунта, смены или ремонта) рабочим запрещается находиться в радиусе менее 3 м от перемещаемого над поверхностью грунта рабочего органа.
 

7.14. Во время перемещения оболочки или каркаса краном рабочие должны находиться за пределами опасной зоны. Подход рабочих к скважине разрешается после того, как низ каркаса будет располагаться над обсадной трубой (или патрубком) на высоте 0,1-0,2 м от ее верха.
 

7.15. Кран, предназначенный для подачи бетонной смеси в бункер бетонолитной трубы, должен быть установлен так, чтобы перемещение бадьи производилось вне пределов зоны нахождения рабочих, занятых на укладке бетонной смеси. У приемного бункера необходимо устроить площадку с перилами для размещения рабочих, принимающих бетонную смесь. Выгрузку бетонной смеси из бадьи допускается производить при возвышении ее низа над бункером не более 1 м.
 



 

8. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 

8.1. Работы по устройству буронабивных свай выполняет звено численностью - 4 чел., в том числе:
 

Машинист буровой установки 6 разряда - 1 чел.
 

Помощник машиниста 5 разряда - 1 чел.
 

Машинист автокрана 6 разряда - 1 чел.
 

Арматурщик 4 разряда - 1 чел.
 

8.2. Затраты труда на сооружение шести буронабивных свай составляют:
 

Трудозатраты рабочих - 517,73 чел.-час.
 

Машинного времени - 1449,13 маш.-час. 
 

8.3. Выработка на одного рабочего составляет - 0,55 м/см.
 



 

9. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 

9.1. ТТК составлена с применением нормативных документов по состоянию на 19.11.2012.
 

9.2. При разработке Типовой технологической карты использованы:
 

9.2.1. МДС 12-29.2006. Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты.
 

9.2.2. СНиП 12-01-2004. Организация строительства.
 

9.2.3. СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты.
 

9.2.4. Пособие к СНиП 3.02.01-83*. Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов.
 

9.2.5. ГЭСН 81-02-05-2001. Сборник N 5. Свайные работы.
 

9.2.6. ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
 

9.2.7. СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты.
 

9.2.8. СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве.
 

9.2.9. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
 

9.2.10. СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2.
 

9.2.11. СНиП 3.06.04-91. Мосты и трубы
 

9.2.12. ВСН 165-85 "Устройство свайных фундаментов мостов (из буровых свай)".
 

           

Графическая часть*

________________

Графическая часть представлена в формате DWG. См. вкладку AutoCAD. - Примечание изготовителя базы данных.
 


  

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс"
и сверен по авторскому материалу.
Автор: Козлов А.В - главный
специалист мостового отдела,
Воронеж, 2012

 

Поисквые тэги: Устройство основания опор из буронабивных свай диаметром 120 см
Консультации технического отдела
+7-903-095-09-10 (Евгений)
Звоните в технический отдел в удобное для Вас время
gip@gip.su

Другие услуги, которые могут быть полезны:

Согласование в надзорных инстанциях
Авторский надзор
Испытание строительных конструкций
Управление разработкой проектной документации

Выполненные объекты - всего 193 (дата обновления 14.01.2017)

Разработка проекта организации строительства по реконструкции ресторана "Бургер Кинг" г. Сан...

Адрес: г. Санкт-Петербург, Краснопутиловская ул., д.86
Вид работ: Реконструкция

Выполнение инженерно-технического обследования несущих строительных конструкций и инженерных сист...

Адрес: г. Санкт-Петербург, Кубинская ул., д. 46, лит. А
Вид работ: Новое строительство

«Здание детской образовательной организации полного дня на 80 мест без бассейна, расположенного в...

Адрес: Ленинградская область, д. Федоровское
Вид работ: Новое строительство

Обследование и разработка проекта капитального ремонта здания гостиничного комплекса по адресу: г...

Адрес: г.Санкт-Петербург, Репино, Вокзальная ул., д. 1, лит. А
Вид работ: Экспертиза и обследование

Наши заказчики. По требованию могут быть предоставлены первые листы договоров.